Главная
Resource
Быть активной
Быть здоровой
Тест
  • Resource
  • Быть активной
  • Быть здоровой
  • ТестТест

Экзамен на карантине
Как преодолеть
стресс?

В условиях пандемии COVID-19 старшеклассники вынуждены готовиться к ЕГЭ и ОГЭ в новом, непривычном дистанционном формате.
Какие расстройства в связи с этим у них могут возникать? Как надо скорректировать пищевой рацион подростка, чтобы стресс не ударил по организму и не снизил результаты экзаменов?
Пандемия коронавирусной инфекции и вынужденные ограничительные меры полностью изменили наш жизненный уклад. В состоянии стресса так или иначе живут все поколения. Но одним из самых незащищенных перед стрессом контингентов сегодня стали учащиеся старших классов школ. Совсем скоро им предстоит итоговая аттестация — ОГЭ, ЕГЭ и поступление в вузы. И подготовку к ним приходится осуществлять буквально в экстремальных условиях — дистанционно, при минимальном участии школьных педагогов и частных репетиторов.
Обучение в онлайн-формате требует полной перестройки — домашнего пространства, режима, стиля жизни ученика и всей семьи. Для многих новые условия непривычны и неудобны. Чтобы продолжать эффективно учиться, школьники должны обладать недюжинной самодисциплиной и навыками самоконтроля. Нагрузка на нервную, эндокринную, иммунную системы в таких условиях резко возрастает.
В силу возраста и отсутствия опыта такая учеба вызывает у ребят колоссальное напряжение. Ситуацию усугубляет самоизоляция, когда дети неделями не бывают на воздухе, не видят солнца, мало двигаются. У них развивается кислородная недостаточность и дефицит сразу многих нутриентов. А неопределенность относительно сроков карантина, переноса экзаменов и приемных кампаний в вузы еще больше обостряет экзаменационный невроз.

Реакция адаптации

Здоровый организм в условиях стресса мобилизует все свои ресурсы. Этот процесс называется адаптацией.
Пытаясь поддерживать нормальную работу всех систем, организм усиливает расход энергии и питательных веществ. Соответственно, потребность в белках, витаминах и микроэлементах в этот период увеличивается. Хорошо, если все эти нутриенты регулярно и в нужных количествах поступают в организм. Но чаще дело обстоит иначе.
Когда стресс усиливается и затягивается, адаптационные возможности организма истощаются. Это сказывается на нервно-психическом и физическом состоянии учащихся. Так, в условиях карантинного экзаменационного стресса подростки часто жалуются на тревожность, плохую концентрацию внимания, снижение памяти, раздражительность, обидчивость, ощущение постоянной нехватки времени, низкую работоспособность и высокую утомляемость.
Физическими проявлениями стресса у них являются плохой сон, головные боли, нарушения пищеварения, учащенное сердцебиение, повышенное давление, скованность и дрожание мышц.
Эффективно учиться и рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ в таком состоянии затруднительно.

Стресс и иммунитет

В условиях повышенных нервно-психических нагрузок организм вырабатывает больше гормонов стресса, для чего использует белки иммунных органов — тимуса и лимфоузлов.
Если стрессовая ситуация продолжается, белок забирается из плазмы крови, печени, почек и других органов. Причем, чтобы снизить воздействие стресса на органы и ткани, в ситуации выбора мозг жертвует белком того органа, который уже болен. Именно поэтому люди замечают, что после стресса обостряются их хронические заболевания. К сожалению, в наше время такие проблемы есть и у подростков.
В качестве резервного белка организм начинает использовать белок мышц, скелетной мускулатуры, внутренних органов. В конечном счете формируется белково-энергетическая недостаточность и, как следствие, иммунодефицит. Ведь белок является основным компонентом синтеза иммуноглобулинов, лейкоцитов, макрофагов, фагоцитов, ответственных за наши защитные иммунные реакции.
Это означает, что человек становится более восприимчивым к любым инфекциям. В том числе — к новому коронавирусу COVID-19, от которого все мы так пытаемся уберечься.
Очевидно, что родителям старшеклассников стоит серьезно отнестись к создавшейся ситуации и вовремя оказать своим детям-старшеклассникам необходимую помощь.
Для компенсации энергозатрат и восстановления работоспособности важно, чтобы организм регулярно получал незаменимые факторы питания.
Если питание позволяет восстановить потерю белков и других важных нутриентов, то органы и ткани остаются невредимыми. Но если ежедневно не восполнять дефицит белка, то в организме будут происходить разные «поломки». Временные компенсаторные нарушения рискуют превратиться в настоящие заболевания.

Полноценный рацион

Питание во время экзаменационного стресса должно быть сбалансированным и полноценным. Сейчас не время для каких бы то ни было ограничительных и тем более голодных диет — все они будут представлять угрозу для здоровья.
Старшеклассник должен получать все необходимые питательные вещества для синтеза защитных антител — иммуноглобулинов, гормонов, ферментов. А это — белки, витамины группы В, витамины С, Е, А. Названными веществами богаты молоко, печень, яйца, икра рыб, зеленые листовые овощи, пшеничные отруби, дрожжи. Но речь идет только о натуральных продуктах, а не полуфабрикатах и фастфуде, насыщенным вредными трансжирами и консервантами.
Первостепенное значение в формировании пищевого рациона подростков имеет белок. Причем важно не только его количество, но и качество. Организм должен его не просто получить, но и хорошо усвоить.
Источниками животного белка является мясо животных и птиц, рыба и морепродукты, яйца, творог, сыр. Растительный белок содержится в грибах, бобовых, орехах и семенах.
И животный, и растительный белок старшеклассники должны получать каждый день в соответствии с возрастной нормой.
Однако в сегодняшних реалиях полностью обеспечить подростка белком только за счет домашнего питания сложно. Продукты должны быть всегда доступны, а блюда из них — приготовлены.

Специальное питание

В создавшихся условиях на первый план выходит специальная нутритивная поддержка — обеспечение полноценного питания с помощью лечебно-профилактических смесей. Такие готовые к употреблению продукты не просто насыщают организм, как еда, но и оказывают терапевтическое действие. Их включение в рацион — эффективный и доступный способ повышения работоспособности и профилактики заболеваний.
Resource® Optimum
Универсальным продуктом для организма в период повышенных нагрузок является белково-энергетическая смесь Resource® Optimum от компании Nestle — мирового лидера в производстве клинического питания.

В ее состав входит легко усваиваемый белок, витамины, минералы, пробиотики и пребиотики в оптимальном соотношении. Смесь обеспечивает подростка всеми необходимыми для нормального функционирования веществами. И таким образом предупреждает развитие белкового и иммунного дефицита под действием стресса. Помогает мозгу эффективно трудиться, восполняя повышенные энергозатраты.

Данной смесью можно заменять один-два приема пищи в день либо дополнять свой традиционный рацион питания.
Продукт может быстро и легко приготовить даже очень занятый учебой подросток. Достаточно растворить смесь водой в индивидуальной пропорции — в зависимости от желаемой калорийности готового блюда. Приготовленный напиток приятен на вкус и напоминает ванильный коктейль.
Девочка пьет Resource® Optimum
А еще Resource® Optimum не содержит лактозы и глютена, так что подходит людям с непереносимостью этих компонентов.
Старшеклассники и студенты позитивно воспринимают такое питание, поскольку оно гармонично вписывается в молодежный тренд на спортивные и диетические напитки, коктейли и снэки. Так что родителям совсем не сложно приучить своих взрослеющих детей к новому оригинальному продукту.

Неверные решения

Вместе с тем важно предостеречь старшеклассников от ошибок.
Не секрет, что в период высоких умственных нагрузок, при подготовке к экзаменам многие ищут легких, на их взгляд, решений. Упадок сил и вялость пытаются «вылечить», принимая энергетические напитки. Стремятся улучшить память и работоспособность с помощью ноотропных препаратов. А кто-то в борьбе с усталостью и апатией даже пытается достать «волшебные» антидепрессанты, хотя их может выписать исключительно психиатр.
Однако на деле энергетики не добавляют сил, а заставляют организм извлекать их собственные, зачастую последние запасы.
Лекарства для улучшения мозгового кровообращения — ноотропы — нередко повышают и без того имеющуюся тревожность.
А неправильно подобранные антидепрессанты могут чрезмерно возбуждать или, напротив, усиливать вялость, тем самым тормозить процесс обучения.
Все лекарства становятся реальными помощниками, только будучи назначенными врачом. А неграмотное самолечение рискует принести вред вместо пользы.

Режим, сон, любовь

Чтобы помочь подростку справиться с высокими нагрузками, помимо обеспечения питанием Resource® Optimum, важно создать ему комфортные условия для домашней учебы, наладить правильный режим дня, обеспечить нормальный сон, хотя бы небольшую физическую активность и позитивные эмоции.
Помогите своему ребенку составить такой распорядок дня, чтобы в нем было место и для учебы, и для отдыха. Для восстановления сил после нагрузок необходим полноценный ночной сон, в темноте, без гаджетов, который должен длиться не больше и не меньше 7–8 часов.
Вечером и ночью в организме вырабатывается мелатонин — регулятор биоритмов. От его уровня зависит и качество отдыха, и продуктивность дневной работы.
И, конечно, подросткам необходимо искреннее понимание со стороны родителей. Ваша любовь, одобрение и вера в силы ребенка помогут ему успешно пройти предстоящие экзаменационные испытания.

Наверх

®Владелец товарных знаков: Societe des Produits Nestle S.A. (Швейцария).
© 2019 Nestle Health Science
МНЕНИЯ МАМ:
…Пью Resource утром в дополнение к завтраку, и в течение дня замечаю, что не так быстро утомляюсь, как было раньше… читать все отзывы